Манипуляции в деловых отношениях
В деловых отношениях существуют определённые правила общения, поэтому здесь невозможно применить некоторые виды бытовых манипуляций.
Но, тем не менее, многие из нас сталкиваются с ситуациями, когда работа в коллективе становится для тебя наказанием.
В деловых отношениях чаще всего используется газлайтинг. Это форма постоянного манипулирования, психологического насилия, унижения и обесценивания, которая заставляет жертву сомневаться в себе и в своей адекватности.
В результате такого психологического воздействия люди теряют чувство объективного восприятия ситуации, идентичности и личной ценности. Заявления и обвинения манипулятора часто являются преднамеренной ложью, необоснованными преувеличениями, негативными суждениями и личными нападками.
На рабочем месте манипулятор может быть злым начальником, завистливым коллегой, который постоянно плетёт интриги, предвзятым коллективом, недовольным клиентом или выматывающим бизнес-конкурентом.
Манипуляции на рабочем месте также могут быть результатом системной травли и негативных отзывах в средствах массовой информации и социальных сетях. Человек может стать жертвой как отдельных личностей, так и группы людей.
Как распознать манипуляцию
Сейчас я назову четыре неотъемлемых атрибута, которые указывают на то, что это именно манипуляции в деловых отношениях, а не просто текущие проблемы:
- Проблемная рабочая ситуация основана на стойкой индивидуальной или групповой предвзятости и негативе, а не на твёрдых доказательствах и веских фактах.
- Проблемная рабочая среда создаёт негативное впечатление об одном из сотрудников (вопреки доказательствам) и наносит ущерб его личной или профессиональной репутации.
- Это жестокое обращение сохраняется в течение определённого периода времени, несмотря на все заслуги, вклад и достижения жертвы.
- Когда манипулятору задают прямой вопрос по этому поводу, он обычно отрицает плохое обращение и может занять оборонительную позицию, начать спорить, пренебрегать собеседником и всячески уклоняться от этого разговора. Вместо того, чтобы использовать факты для решения проблем, газлайтер может обострить ситуацию и стать более агрессивным, или «окаменеть» и стать пассивно-агрессивным.
Как распознать манипуляции в коллективе
Вот несколько основных характеристик манипуляции в коллективе. Здесь стоит учесть, что нормальный рабочий процесс может иногда включать в себя некоторые пункты из этого списка.
А вот хронические манипуляторы упорно и систематически участвуют в одном или нескольких видах манипуляций, оставаясь при этом невозмутимыми. Они равнодушны к тому, что кто-то из коллег страдает по их вине.
Заядлый манипулятор использует следующие уловки:
- Он постоянно негативно отзывается о работе, авторитете, продукте или услуге своей жертвы. Как правило, негатив основывается на личных суждениях и предвзятых обвинениях, а не на обоснованных фактах.
- Постоянные негативные сплетни о профессиональных и личных характеристиках жертвы. Постоянные негативные сплетни также являются формой пассивной агрессивности.
- Манипулятор постоянно даёт негативные публичные комментарии везде, где только можно. Опять же, негативные комментарии в большей степени основаны на лжи и преувеличениях, а не на конкретных доказательствах и фактах, что наносит ущерб профессиональному авторитету и личной репутации жертвы.
Пример: «Работа вашего отдела – пустая трата времени и ресурсов. Как вы вообще оправдываете свою занятость?» - Стойкий негативный юмор и сарказм. Выражая враждебность или снисходительность, замаскированную под юмор или сарказм, манипулятор высмеивает, унижает и обесценивает свою жертву. В ответ на замечание отвечает: «Это просто шутка, я не виноват, что у тебя нет чувства юмора».
- Постоянная профессиональная изоляция без разумного обоснования. То есть, жертва изолирована от возможности карьерного роста, профессионального развития, продвижения по службе, лидерства и других возможностей, хотя явно этого заслуживает.
- Постоянные издевательства и запугивания на рабочем месте. Например: «Тебе что-то не нравится? Я тебя не держу. На твоё место уже выстроилась очередь. Останешься без зарплаты – пожалеешь о сказанном».
- Постоянное несправедливое отношение к жертве по сравнению с другими сотрудниками, у которых меньший опыт работы и профессионализм. Важно отметить, что, когда манипулятору задают вопрос по этому поводу, он начинает во всём обвинять свою жертву.
Результаты манипуляций
Результатом хронического манипулирования в деловых отношениях является следующее:
- Жертва начинает чувствовать себя «паршивой овцой».
- Снижается самооценка, уверенность в себе и своём профессионализме.
- Вырабатывается чувство вины, которое нужно срочно загладить.
- На жертву можно списать все неудачи, в то время как все заслуги достаются манипулятору.
- Жертва никогда не продвинется по карьерной лестнице, не получит большую оплату за свой труд.
- На жертву манипуляций можно возложить большую часть работы, заставить выполнять те задания, которые не входят в его прямые должностные обязанности.
- На фоне такого «неудачника» легко выглядеть преуспевающим профессионалом и ценным сотрудником.
Выскажи своё мнение:
Об Авторе: Дмитрий Светлов
В 2012 году, после третьего развода, Дмитрий принялся активно изучать соблазнение. Он прошёл все тренинги, прочёл все книги и посмотрел все видео, пока в 2016 году не получил статус ДЧ проекта РМЭС. Спустя 3 года, много приключений и провалов, когда он уже мог с уверенностью сказать о себе «Эксперт по отношениям с женщинами», он запустил этот сайт. Он научит тебя всему, что нужно знать об отношениях с женщинами. Просто запишись на одно из наших онлайн — мероприятий.